Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет - технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
Госдума РФ в конце февраля 2012 года приняла поправки в законодательство об образовании, которые позволяют учебным заведениям использовать программы электронного обучения, в том числе дистанционные образовательные технологии.
Дистанционное обучение, базирующееся на использовании новых информационных технологий и средств обучения, становится сегодня наиболее актуальным, так как может наиболее гибко и адекватно реагировать на потребности общества и является высокотехнологической формой получения качественного образования независимо от места проживания, времени и гражданства. Оно позволяет образовательному учреждению существенно изменять организацию учебного процесса и даёт возможность учащимся осваивать образовательные программы на принципах открытого образования.
Достоинство дистанционной формы обучения состоит в том, что акцент делается на самостоятельное обучение школьников, учитель лишь координирует работу и помогает в трудных проблемных ситуациях. Формирование умений и способов деятельности для решения важных, с точки зрения учащихся, задач активизирует их исследовательский, творческий потенциал. Дистанционное обучение позволяет существенно увеличить количество учебного материала, повысить качество образовательных услуг, осуществить на практике индивидуальный подход, учесть интеллектуальные потребности учащегося.
Статья 15. п.1.1. Федерального закона от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании»:
«Под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса».
«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
На основании п.2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.